РАБОТАЕМ ПО ВСЕЙ РОССИИ
ЛЕТОМ ОПЛАТА УСЛУГ ПО РЕЗУЛЬТАТУ

Святые отцы (и не только) говорят

Как понять, что это именно тот человек, который является от Бога вашим(ей) супругом(ой) Святые отцы говорят следующее: — если вы осознаете, что любимый человек рано или поздно утратит молодость, постареет, может заболеть и это вас не останавливает; — если вы хотите видеть продолжение вашей любви в детях; — если вас не смущают материальные и другие жизненные трудности; — если вы готовы к возможной боли и страданию, которое вольно или невольно может причинить вам близкий человек; — если вас не раздражают самые неприятные привычки любимого, и вы готовы их терпеть и после свадьбы, то, скорее всего, это ваш человек .


Святая Страстотерпица Государыня Александра

«Нужно советоваться с женой о своих делах, своих планах, доверять ей. Может быть, она и не так, как он смыслит в делах, но, возможно, сумеет предложить много ценного, так как женская интуиция часто срабатывает быстрее, чем мужская логика»

«Абсолютное доверие – это основа верной любви. Тень сомнения разрушает гармонию семейной жизни. Верная жена своим характером и поведением доказывает, что она достойна доверия мужа. Он уверен в ее любви, он знает, что ее сердце неизменно предано ему»

«В каждом доме бывают испытания, но в истинном доме царит мир, который не нарушить земным бурям. Дом – это место тепла и нежности, говорить дома надо с любовью.»

«Как счастлив дом, где все – дети и родители, без единого исключения – вместе верят в Бога. В таком доме царит радость товарищества. Такой дом, как преддверие Неба. В нем никогда не может быть отчуждения»

«Женщина наделена даром сочувствия, деликатности, умением вдохновлять. Это делает ее похожей на посланца Христа с миссией облегчить человеческие страдания и горести.»

Святой Преподобный Нектарий Оптинский

«Счастье в брачной жизни дается только тем, кто исполняет заповеди Божии и относится к браку как к Таинству христианской Церкви»

Архиепископ Амвросий (Ключарев)

«Труд перенесения в супругах недостатков друг друга есть право на благодарность от стороны, имеющей недостатки, к другой, терпящей их. Это укрепляет любовь, так как имеющий недостаток старается утешить снисходительного друга другими, лучшими свойствами своей души. Внимание к слабости и недостатку такого близкого человека, как муж или жена, возбуждает жалость к нему и утверждает в терпении, которое само по себе есть добродетель; в этой добродетели человек, имеющий христианские убеждения, и для собственного усовершенствования обязан упражняться с ревностью и постоянством. Он не может бросить того, с кем сжился сначала первою, живою и ясною любовью, потом любовью, по слову Апостола, милосердствующей, потом любовью долготерпящей, наконец, любовью, верующей в плоды терпения и в возможность исправления человека, которое иногда бывает и сверх ожидания, при особой помощи благодати Божией»

Святой Праведный Иоанн Кронштадтский

«Бывают и несчастные супружества: иногда муж и жена сходятся как будто только на грех и беду того и другого. Отчего они несчастны? Большею частию от несходства характеров, от взаимной неуступчивости; от строптивости, самоуправства и взыскательности мужа или от его дерзкого нрава или страсти к игре мужа; от пристрастия жены к нарядам, от ее своенравия, злости, сварливости, упрямства, от неумения переносить недостатки в жизненных потребностях. Господь да поможет вам избежать такого греховного сожития и таких супружеских бед.»

дабы избежать этого

«Имейте всегда веру и страх Божий в сердце: благоразумие, терпение, упование; трудитесь и молитесь; ложитесь спать и вставайте с молитвою в сердце и на устах; не оставляйте церковных собраний; исполняйте усердно христианский долг исповеди и приобщения Святых Христовых Тайн. В этих таинствах вы найдете, кроме благодати очищения грехов и освящения душ и телес ваших, — благодать твердого единодушия, освящение в самых чреслах и во утробе будущего поколения, обновление духовных и телесных сил, помощь, утешение и ободрение в трудных житейских обстоятельствах, исцеление болезней»

Святой Иоанн Златоуст

« Мир состоит из городов, города – из домов, дома – из мужей и жен, поэтому когда наступает вражда между мужьями и женами, то входит война в дома, а когда они мятутся, тогда неспокойны бывают и города; когда же города приходят во смятение, то по необходимости и вся вселенная наполняется смятением, войною и раздорами… В том состоит крепость жизнивсех нас, чтобы жена была единодушна с мужем; этим поддерживается все в мире.»
«Уважай жену, и она не будет нуждаться в уважении от других, не будет нуждаться в одобрении других, если будет пользоваться твоим.»

«Мужу особенно принадлежат те занятия и труды, которые требуют больших сил, физических или нравственных. Муж, как глава жены, должен благоразумно руководить ею во всех обстоятельствах жизни, требующих его помощи: с христианской кротостью замечать и исправлять ее недостатки и предусмотрительно заботиться о ее нуждах»

«Добродетельная, благочестивая и разумная жена скорее всех может образовать мужа и настроить его благочестиво. Ни друзей, ни учителей, ни начальников не послушает он так, как свою супругу. Когда она увещевает и дает советы, это увещание доставляет ему и некоторое удовольствие, потому что он очень любит эту советницу. И можно указать много случаев, когда суровые и неукротимые мужья были смягчены таким образом. Жена участвует с мужем во всем, и в трапезе, и в рождении и воспитании детей, и в делах его и интересах, и в весьма многом другом; она во всем ему преданна и соединена с ним подобно тому, как тело с головою. И если она будет разумна, хозяйственна и старательна, если не будет злоязычна, злонравна, сварлива, расточительна, не будет искать суетных украшений и нарядов, но вместо этого будет искать скромности, целомудрия, доброты и кротости, единодушия и семейного согласия, то всех превзойдет во влиянии на мужа, и поступая так сама, и мужа своего сделает еще благонравнее и любезнее к себе».

«Слугу можно связать страхом, а, скорее, и его этим не свяжешь, он отскочит и сбежит, — но общницу жизни, мать детей и виновницу всех радостей нужно привязывать к себе не страхом и угрозами, а любовию и расположенностью. Что за супружество, когда жена трепещет мужа? Каким удовольствиям может насладиться муж, когда сожительствует с женою, как с рабою, а не как со свободной?»

Первоверховный Святой Апостол Петр

«Мужья обращайтесь благоразумно с женами, как с немощнейшим сосудом, оказывая им честь, как сонаследницам благодатной жизни.»

«Муж не должен относиться к жене с пренебрежением и тем более с презрением (за какие бы то ни было ее проступки). Ощущение превосходства – действительного или же мнимого – сделало то, что у многих народов женщина занимает в семье место унизительное и бесправное положение (в противоположность нашему обществу, где она присвоила себе некоторые права, ей даже и не подобающие).
То, как женщина оттеснена и унижена, наблюдается в истории языческих племен, у диких народов, остающихся в пределах древней безапелляционной патриархальности, а также у мусульман, с их многоженством.
Но Христос дает пример того, как следует относиться к женщинам: ведь и Матерь Его была благословенной в женах. Везде в Евангелии, где только не видим появление или присутствие женщин, Христос – Само милосердие, Само благоволение, Сама доброта.
По существу самого дела жена, без сомнения равна мужу в общечеловеческих и нравственных достоинствах. Она столько же способна к высоким понятиям и духовным подвигам, как и муж. Так, еще из ветхозавтной истории знаем, что еврейские жены умели и петь, и сочинять торжественные песни: Мариамна, сестра Аарона, управляла хором; этот хор воспел «победную песнь» после перехода евреев через Чермное море. В Новом Завете видим женщину наравне с мужчиной способной ко всему религиозно-нравственному. А это, конечно, самые главные способности человека. Они главнее наук, художеств, торговли и т.п. Например, Самарянка в беседе со Спасителем богословствует; Марфа, сестра Лазаря, с уверенностью говорит об общем воскресении; женский голос, а не чей иной, из толпы народа в чувстве восторга перед проповедью Спасителя … произносит: блаженно чрево Твое и сосцы, питавшие Тебя.
Мало того, в духовных подвигах новозаветного времени прежде успели показать себя женщины, а не мужчины, пример тому – Мария Магдалина и другие жены во время крестного пути и у самого креста Спасителя. И во все последующие времена из жен были ревнующие к делам спасения… например, они содействовали христианским миссиям (жена апостола Петра сопутствовала ему в Рим; известны между ними не только подвижницы как Мария Египетская, но и писательницы аскетических сочинений (Синклитикия) и для богослужения (Кассия, написавшая ирмосы канона «Волной морскою…» до 6-й песни и другие сочинения).

Муж должен помнить, что жена, по установлению Божию, есть помощницы его. Поэтому во всех важных семейных делах долг внушает ему советоваться с женою, как для того, чтобы получить от нее помощь, так и для того, чтобы оказать ей приличную честь, а через то соблюдать надлежащее к ней отношение и поддерживать взаимное согласие и любовь. Когда жена, как помощница и подруга мужа, дает ему свои мнения и советы, муж должен слушать и принимать их со вниманием и уважением. И в том случае, когда голос жены, по основательному рассуждению, не может быть принят, муж не должен отказывать жене в приличном внимании, дабы не оскорбить ее и тем не нарушить ее прав. Истинная христианская любовь и благоразумие покажут, когда и как надобно поступать мужу при таких обстоятельствах.
Хотя бы и много погрешила против тебя жена, все ей прости. Если ты взял злонравную – научи ее доброте и кротости; если в жене есть порок – изгоняй его, а не ее.
Женщина в особенности наделена от природы чувством приличия, вкуса и изящества. Но поскольку всякое чистое по природе чувство человек искажает своим неразумием и грехом, то и это чувство во многих женщинах чрезмерно и превратно. Отсюда их суетность во всем, начиная от цветов до платья, от приема будничного гостя до праздничных вечеров. Речь не только о тратах на излишние вещи, но и о пустоте того, чего желают женщины, что им нравится, а также о минутной надобности некоторых желаемых ими вещей.
Больше всего суетность женщин проявляется в нарядах: первый разговор у них при встрече о нарядах; первое их любопытство – рассмотреть в гостиной обновы; иные из их одежды бывают до того причудливы, что могут нравиться только ради суетности или в силу одной моды. И весь-то род человеческий тщеславен, а женщины особенно. Жена пожилых лет, и та в случае подарка или награды от мужа за какой-либо труд не желает себе ничего, кроме шелка и бархата. Но так как эта суетность жен требует расходов, то и тут должен быть ответчиком муж. Богатый муж без счета тратит деньги на прихоти жены. А малосостоятельный и последнее отдает своей жене со вздохом – лишь бы только доставить ей удовольствие. Если же нет и этого (средств), то некоторые решаются на злопреобретения, например по своей должности, чтобы исполнить желания своих жен. Так, например, Иезавели очень понравился сад Навуфея, и Ахав, ее муж, решился приобрести для нее любимый подарок ценой крови невинного владельца сада.
Благоразумный муж должен твердо стоять против прихотливых желаний и требований жены, должен отклонять ее от суетности, которая вредит ей и ему в хозяйственном и нравственном отношении.
Наконец, угодливость иным женам доходит до женообожания. Обожать в женском поле хотя бы законную жену – грешно. Уже слово обожать есть грех, потому что означает: видеть бога в ком-то еще, кроме Самого Бога. Тем более что и само дело в данном случае преступно, потому что человеку отдают то, что следует Богу. Женообожанием извращаются правильные отношения между супругами.
Вот примеры раболепства перед женой достойные смеха и сожаления. Дария, царя персидского, женщина била по щекам, заставляя его смеяться ее смеху и ухаживать за собой, когда была не в духе или рассержена, снимала с него царскую корону, когда он сидел на троне, и надевала ее на себя.
Лишь только будут ослаблены права и влияние на жену со стороны мужа, жена забывается, начинает возноситься и злоупотреблять: это то же, что дать воде проход. Хочет ли муж удостовериться в слабости своей жены? Пусть только ослабит свое отношение к ней, даст ей во всем полную волю – и придет к печальному удостоверению.
Таким образом, серьезность и до некоторой степени строгость – вот самое верное отношение мужа к жене!
С другой стороны – расслабленный прежней вольной жизнью и приобретенными в ней пороками муж – тяжелый крест для жены.
Женщина, обладая более чутким сердцем, чем мужчина, в состоянии, именно с помощью чувства, быстро и верно оценивать напряженный ситуации, время от времени возникающие в семье. Никто так, как она, не может найти подходящие слова, чтобы, например, оправдать поведение мужа перед детьми, даже если оно в чем-то не образцовое. Вообще, его недостатки она не должны подчеркивать перед детьми, а всегда за него заступаться. Возможно, скажем, что он накричал, был несправедлив или пришел не вполне трезв, — она должна объяснить это детям тем, что он много работает, стараясь для них же, что у него накопилась усталость.
Благочестивую жену воспевает Сирах.

Святитель Иоанн Златоуст

«Прежде всего почитай Бога, а потом супруга – глаз твоей жизни, руководителя твоих намерений. Его одного люби, ему одному весели сердце, и тем более, чем нежнейшую к тебе питает любовь; под узами единодушия сохраняй неразрывную привязанность… Родившись женщиной, не присвояй себе важности, свойственной мужчине; не величайся родом, не надмевайся ни одеждами, ни мудростью. Твоя мудрость – покоряться законам супружества, потому что узел брака все делает общим у жены с мужем…

… Есть и у вас, жены, свои обязанности. Вы должны знать их и исполнять с постоянным вниманием и ревностью. Это – необходимое условие вашего счастья… Пусть иногда жена и превосходит мужа нравственными качествами, образованием и опытностью, но и в таком случае она не имеет права выходить из пределов, установленных законом Божиим, а должна всегда свято сохранять в душе и показывать на деле приличное уважение к мужу…

… Когда муж раздражен, уступи ему; а когда утомлен, помоги нежными словами и добрыми советами. И укротитель львов не силою смиряет разъяренного зверя, у которого в бешенстве прерывается дыхание, но укрощает его, гладя рукою и приговаривая ласковые слова.
Сколько бы ни была ты раздражена, никогда не укоряй супруга в понесенном ущербе, потому что сам он лучшее для тебя приобретение. Не укоряй и за то, что конец дела противен его предприятию. Это было бы несправедливо, потому что, по ухищрению демона, часто и благоразумные предприятия не достигают свое цели. Не укоряй его также в недостатке силы, потому что в мече всегда есть сила…
Кого не любит твой муж, того не хвали с хитрым намерением неприметно уязвить мужа словом. Благородным мужьям и женам, а особенно женам, и во всяком случае, прилична простота сердца.
Радости и все скорби мужа почитай общими. Пусть и заботы у вас будут общие, потому что чрез это возрастает дом. И твой совет может иметь место, но верх должен быть мужнин.
Когда муж скорбит, поскорби с ним и ты несколько, ко вскоре потом, приняв светлое лица, рассей грустные его мысли, потому что сетующему мужу самая надежная пристань – жена.»

«Поскольку равенство часто доводит до ссор, то Бог установил многие виды начальства и подчиненности, как-то: между мужем и женою, сыном и отцом, между старцем и юношей, между начальником и подчиненным, между учителем и учеником».

Святой Праведный Алексий Мечев

«Нужно мужа успокоить, оберегать его от всяких неприятностей, жить его жизнью, забыть себя совсем – все для него. А к душе надо подходить тихо, нежно, как к какому-нибудь только что распускающемуся цветку. И в голове одна мысль должна быть: как бы его не потревожить, как бы не обидеть, чем бы его утешить, чем бы его успокоить. Резкости не должно быть никакой: все мягко, все любовно, все тепло.»

Святой Григорий Богослов

«Дозволяй себе не такую вольность, на которую вызывает тебя любовь мужа, но какая прилична; потому что во всем возможно пресыщение. Но хотя и во все бывает пресыщение, однако же лучше такая любовь, которая не знает его…

…На щеках твоих не должно быть похотливых движений, ни гневных трепетаний. Это постыдно для всякого человека, особенно для женщины и делает лицо безобразным…

… Если у тебя не обуздан язык, всегда будешь ненавистна мужу. Дерзкий язык причинял зло часто и невинным. Лучше молчать, когда и самое дело вызывает на слово, нежели говорить, когда и время не дает места нескромному слову. Твое слово да остается предметом желаний.
Выслушай и это: не предавайся неукротимой плотской любви, не во всякое время ищи удовольствий супружеского ложа; убеди супруга оказывать уважение к святым дням; потому что человеку, как образу великого Бога, свойственно покорствовать законам…
…Жена должна во всем слушаться мужа, всячески нрав свой склонять к его нраву и быть ему всецело преданной, чтоб ни делом, ни мыслию даже не загадывать ничего без его воли… потому верно исполнять все его распоряжения, советы, повеления, и в мысли не попуская того, чтобы когда-нибудь поставить на своем… Ее долг делать положенное; видя какую нестройность, сказать и восстановить, или восполнить»

Святой Феофан Затворник

«На нее (жену) падает долг… благодушно переносить суровость и все странности характера мужа, поддерживать упадающие силы его духа, разнообразить и возвышать его радости… поселять в среде своей дух мира, согласия и любви. А все это – каких высоких требует от нее доблестей, — какого благоразумия, какой предусмотрительности, какой кротости, какого терпения, какой любви! И сколько затем еще приведется ей переиспытать, перечувствовать горечей, неблагодарности, досад, оскорблений и неверности! Можно сказать вообще, что ее страданиями должно быть искупаемо семейное благо. Так важно назначение жены!»

«Мужа Бог поставил быть блюстителем жены. И нередко он, сам того не сознавая, дает позволения или запрещения жене такие, какие внушает ему Бог.»

«Имей жену подругой и сильной любовью заставляй ее быть себе покорной»

Иеромонах Порфирий (Левашов) письмо духовной дочери

«… если бы муж ваш действительно был нехорош, то спросите себя по совести пред Богом: «да стою ли я, грешная, хорошего и доброго мужа?» И совесть ваша непременно скажет, что ты совершенно хорошего не стоишь, и тогда во смирении сердца, с покорностию воле Божией будете от души любить его и находить много хорошего, чего доселе не видали»

Но отчего столько ответственности на женщине?
Жена, по глубине своей сердечной организации, и по «мудрости сердца», а также по особой интуиции, душевной теплоте, изяществу, нежности, более, чем муж, может быть носительницей и хранительницей мира, и, по созвучию с этим словом, «мироносицей» — то есть носительницей благовонной святости, насадительницей драгоценного согласия.
Г.Шиманский

Жизнь показала, что осуществление эмансипации неизбежно приводит к потере женщиной многих присущих ей хороших качеств, к ухудшению состояния семейств и разрушению их, к безнадзорности детей, отсутствию надлежащего их воспитания, к росту преступности среди молодежи. Все это пагубно отражается на состоянии государств и человечества.
Женщина не лишена влияния на общественную жизнь, но влияние ее не прямое, оно посредствуется воспитанием детей. Если мать воспитывает детей в доброй нравственности, внушает им любовь к Церкви и отечеству и навыки к честной трудовой деятельности, то она приготовляет полезных деятелей для общества и государства и оказывает им великую услугу – гораздо большую, чем если сделается государственным служащим или научно-техническим работником.

Сирах

«Досада, стыд и большой срам, когда жена будет преобладать над своим мужем»

Первоверховный Апостол Павел

«Жены, повинуйтесь своим мужьям, как Господу, потому что муж есть глава жены, как и Христос глава Церкви, и Он же Спаситель тела. Но как Церковь повинуется Христу, так и жены своим мужьям во всем… Каждый из вас да любит свою жену как самого себя; а жена да боится своего мужа»

Священник Александр Ельчанинов

«О женщине сказано – «немозный сосуд» — «infirmior vasa» — Эта «немощь» состоит главным образом в подвластности женщины природным стихиям в ней самой и вне ее.
Из-за этого – слабый самоконтроль, безответственность, страстность, слепота в суждениях. Почти ни одна женщина от этого не свободна, она всегда раба своих страстей, своих антипатий, своего «хочется». Только в христианстве женщина становится равной мужчине, подчиняет высшим началам свой темперамент, приобретает благоразумие, терпение, способность рассуждать, мудрость. Только тогда возможна ее дружба с мужем.»

Антоний Сурожский

«Муж является главой семьи не потому, что он мужчина, а потому, что он является образом Христа, и жена его и дети могут видеть в нем этот образ, то есть образ любви безграничной, любви преданной, любви самоотверженной, любви, которая готова на все, чтобы спасти, защитить, напитать, утешить, обрадовать, воспитать свою семью. Это каждый человек должен помнить. Слишком легко мужчине думать, что потому только, что он мужчина, он имеет права на свою жену, над своей женой и над своими детьми. Это – неправда. Если он не образ Христа, то никто ему не обязан никаким уважением, никаким страхов, никаким послушанием.»

«Женщина раскрывается во всей своей красе только тогда, когда рядом с ней надежный муж, за которым она, как за каменной стеной. Иначе ее душа начинает «каменеть». И мужчина со своей стороны преображается, если рядом с ним находится кроткая и заботливая жена. Супруги, правильно выполняющие свою роль в семье, могут реально изменить или исправить другого. Мужчина, будучи мужественным, делает супругу женственной. Жена, будучи женственной, может сделать мужа главой своей семьи».

Протоиерей Илья Шугаев
Святой Григорий Богослов мужьям

«Будьте терпеливы и любомудренны – вы, принявшие на себя иго брака. Видиь ли, что жена прикрасилась или подкрасилась – сотри; или у нее язык предерзливый – уцеломудрь; если смех непристойный – сделай скромным; если замечаешь неумеренность в издержках и питии – ограничь; если неблагоразумные выходы из дома – положи преграду; если рассеянный взор – исправь; но не отсекай, не отлучая от себя поспешно, ибо неизвестно, кто подвергается опасности – отлучающий или отлучаемый»

Святой Паисий Святогорец

« Чтобы супружеская чета шла вперед нужно иметь общего духовника, ибо тот подобен плотнику, желающем подогнать две доски : срубив наросты, он строгает доски, выравнивает их и потом соединяет между собой».
Идеальных мужей и жен нет! Никогда не нужно идеализировать семейную жизнь. В любом человеке и в любой семье всегда есть хорошие стороны и серьезные недостатки. Важно уметь видеть это хорошее и стараться не замечать плохое. Не пытаться переделать, перевоспитать свою половинку. Уметь видеть хорошие, светлые стороны своих близких и своей семейной жизни.Если вы хотите изменить вашу семейную жизнь к лучшему, начать нужно с себя. Повлиять на другого человека в положительном направлении можно только любовью и хорошим отношением. Хотим, чтобы наши близкие хорошо относились к нам, уважали нас, прислушивались к нашим словам? Будем сами первые подавать им пример такого отношения.

Священник Павел Гумеров

Гордые не могут создать прочную семью. Семейная жизнь – это подвиг, может быть, труднее монашеского. Прочная семья основана на способности супругов терпеть, прощать и любить. Гордые супруги не в состоянии так жить, и разводы становятся нормой.

Иеросхимонах Валентин Гуревич

20 правил будущей семейной жизни от епископа Пантелеимона (Шатова)

1. К браку надо успеть подготовиться.
В наше время создание семьи – подвиг. 

Не нужно представлять брак как тихую гавань, где закончатся все ваши проблемы, а рядом окажется человек понимающий, любящий, на которого вы сможете излить всю любовь, накопившуюся за годы ожидания.
Один Бог понимает нас во всем, а самая горячая любовь не всегда имеет одну и ту же температуру. А то неизрасходованное, что переполняет ваше сердце, может оказаться совсем не готовностью жертвовать собой, а желанием все в жизни устроить, исходя из своих желаний.
Если вы хотите замуж, нужно не просто вздыхать, переживать и плакать о своем одиночестве, а готовиться. Готовиться к браку – это значит готовиться к тому, чтобы стать хорошей женой и многодетной мамой, потому что в православном браке нельзя от этого подвига уклоняться.
Многодетность в современном мире – большой труд и подвиг. Наш мир не приспособлен, не удобен для больших семей. Но без исполнения этой воли Божией о рождении детей вы будете в браке несчастливы.
Я не думаю, что Господь, когда мы нарушаем Его заповеди и правила, совсем оставляет нас Своей любовью, но все-таки мы лишаемся очень многого.

2. Учитесь жить по средствам. К сожалению, многодетная семья в России обречена находиться среди малоимущих слоев населения. 
Поэтому уже сейчас вы можете начать тренироваться жить по средствам. Стараться быть экономной, учиться не тратить деньги направо и налево. Обходиться тем ноутбуком, который есть, не покупать себе каждый год по новому телефону, бережно относиться к одежде – красиво сочетать то, что уже есть в вашем шкафу, и не скупать новые платья на распродажах.
Неизвестно, будет ли хорошо оплачиваемая работа у вашего мужа. Вы же будете выходить замуж по любви, а не по расчету. Если у него будет маленькая зарплата или он потеряет работу, придется жить в бедности, поэтому лучше заранее к этому готовиться.
Хорошо бы научиться не только экономить, но и жертвовать деньги – делиться, помогать многодетным семьям или одиноким матерям. Учиться не быть жадной, а сострадательной и щедрой.
Главное, чего не хватает многодетным семьям – это просторного жилья. А в маленькой квартирке с детьми очень трудно сохранять порядок. Поэтому заранее хорошо бы научиться избавляться от лишних вещей, тогда убираться в квартире и поддерживать порядок будет намного проще.

3. Семья – как подводная лодка.

В браке вам будет трудно выкроить время для себя: почитать книгу, сходить в театр, помолиться в храме. Потому что рядом всегда будут муж и дети. Они будут в вас нуждаться, ждать вашего внимания. От семьи уже никуда не денешься, как из подводной лодки, когда она погрузилась в воду.
Для того чтобы в браке все успевать, я бы посоветовал уже сейчас научиться рано вставать. Читать почаще Евангелие, изучать жития святых, выучить наизусть, пока у вас есть время, утренние и вечерние молитвы, чтобы их можно было читать, не зажигая света или при кормлении ребенка. Все это вам очень пригодится, когда вы станете женой и матерью.
Конечно, очень хорошо заранее изучить детскую литературу, чтобы знать, что читать детям. Было бы хорошо познакомиться с житиями святых и научиться их пересказывать детям друзей, крестникам или племянникам.
Очень важно научиться готовить. Причем не для себя, а для других. Для себя готовить нетрудно – бутерброд сделал и поел, а для мужа приготовить, например, постную еду, чтобы она была вкусной и чтобы он был доволен – дело хитрое.
Для тренировки походите в многодетную семью и помогите готовить праздничные обеды или ужины. И готовить научитесь, и доброе дело сделаете. Может быть, Господь пошлет вам за это жениха хорошего!
Вы, быть может, скажете: ну вот я готовилась, готовилась, всему научилась, а замуж так никто и не предлагает. Но если вы научитесь любить, молиться – это поможет жить полноценно, даже если вы и не найдете мужа.

4. Будьте активны.

К хмурой и недовольной своим одиночеством девушке подходить знакомиться не захочется. Впрочем, и находящаяся в активном поиске девушка, рыскающая, как волчица, глазами по сторонам, отпугивает потенциальных женихов.
Если вы хотите замуж, вам надо не унывать и не выискивать кандидатов в интернете и среди прохожих на улице и в метро, а заняться активной деятельностью.
И я имею в виду не видимость активности, когда девушка раскрашивает себя, наряжается (или наоборот раздевается!) и позирует на фотографиях для социальных сетей. Я говорю о том, чтобы действительно жить активно.
Можно, имея глубокую веру, затвориться в комнате и молиться о том, чтобы Бог послал жениха. Но если такой сильной веры нет, лучше не избегать общения с молодыми людьми.
Запишитесь в добровольцы. Сходите на прослушивание, может быть, вас возьмут в хор. Попробуйте позаниматься с детьми в воскресной школе. Помогите в организации приходских свадеб или миссионерских походов. Миссионерские походы очень помогают.
Я свой первый миссионерский поход организовал, потому что у меня было четыре дочери, у которых не было женихов. Все они вышли замуж и почти все участники этого похода создали семьи!
Активную девушку заметить легче, а главное, ее сразу видно в деле.

5. Пьющий жених – не вариант.

При выборе мужа нужно обратить внимание на то, как он относится к алкоголю. Если перебарщивает, если у него есть привычка, как расстроится, – выпить «с горя» — это страшно.
Ведь раньше, например, на поминках вино не пили, пили на свадьбах, — от радости.
От радости можно выпить немножко. Господь благословил на свадьбе вино. Но если человек пьет с горя (горький пьяница), лучше ждать другого жениха.

6. Начинать отношения с плотской близости – неправильно. 

Не бойтесь оттолкнуть жениха строгостью
Многие мужчины считают, что сначала надо пожить в т.н. «гражданском браке», а потом уже жениться. Правда, до женитьбы дело часто не доходит.
Существует определенная последовательность в развитии отношений мужа и жены: сначала – дружба, понимание, узнавание этого человека. Потом, когда вы почувствовали, что это за человек, оценили, насколько он надежен, насколько вам с ним интересно – у вас есть основа для развития других отношений, которые начинаются уже в браке.
Ведь вам жить с этим человеком, разговаривать, делиться впечатлениями, смотреть вместе на мир, воспитывать детей, помогать друг другу, переживать скорби, болезни, трудности – это же самое главное и к этому надо готовиться!
Вы себе ищите не «партнера», а спутника жизни, отца ваших детей. Не бойтесь совершенно внятно и определенно сказать ему о том, что для вас до брака близкие отношения невозможны.
Это хорошая проверка того, насколько человек готов уважать ваше мнение и идти вам навстречу. Надо выбрать человека, который умеет держать в узде свою природу, иначе потом эта природа может выйти из-под контроля и все может кончиться трагедией.

7. Люди, которые слушались и придерживались таких строгих правил, потом меня благодарили. 

Если начинать строить отношения на плотских потребностях, это неизбежно исказит сознательность вашего выбора — помешает ваша влюбленность, увлеченность, страстность, зависимость от приятного вам человека. И вы не сможете оценить его трезво.
Детей должно быть столько, сколько Бог даст. Об этом нужно поговорить с будущим мужем еще до начала совместной жизни – до брака. Потому что бывает, к сожалению, что мужчина не готов к рождению детей или хочет только одного ребенка. Нужно заранее объяснить человеку, который хочет стать вашим мужем, что нельзя уклоняться от рождения детей. Строгие духовники не разрешают причащаться тому, кто, сохраняя супружеские отношения, препятствует рождению детей. Это грех.
Конечно, супружеские отношения совершаются не только ради рождения детей. Супружеские отношения в браке – это выражение любви друг к другу, когда супруги соединяются в одно и становятся одним телом, одним существом.
В этом нет ничего греховного для супругов. И если супруги бесплодны, эти отношения могут продолжаться, не нужно от них воздерживаться.
Но если дети могут быть, уклоняться от их рождения нельзя. Поэтому даже в случае заболевания, при лечении которого беременность нежелательна, нужно воздерживаться от супружеского общения, а не изыскивать способы избежать появления ребенка.

8. Супружеские посты.

Как вы знаете, в христианстве есть посты – они распространяются и на супружеские отношения. На эту тему сейчас много говорят, некоторые считают, что супружеские отношения не надо регламентировать.
Но такие духовники, как архимандрит Иоанн (Крестьянкин), иеромонах Павел (Троицкий), архимандрит Таврион (Батозский) говорили, что брак – это школа целомудрия и посты должны соблюдаться супругами и в близких отношениях. Нужно, чтобы в браке у вас с мужем было единство по этим вопросам.
Супружеские отношения – утешение и радость, некоторые даже вступают в брак ради них. Но с другой стороны, супружеские отношения бывают и источником скорбей.
Апостол Павел говорил, что лучше остаться в чистоте, чтобы не было скорбей по плоти. Потому что не всегда супруги могут быть вместе, не всегда у них одинаковые намерения и желания.
Относиться к этому нужно спокойно, не переживать, не зацикливаться, не выстраивать на этой стороне брака всю свою супружескую жизнь.

9. Хорошая жена любит мужа больше, чем детей.

Муж в семье — самый главный. Если муж будет любим и с ним все будет хорошо, – хорошо будет и с детьми. Как бы вы не любили детей, мужа надо любить больше.
Моя покойная жена так воспитывала детей, что они понимали: самое лучшее и самое вкусное – папе. Младшая дочь иногда говорила: «а мне? Я тоже хочу». Я протягивал ей бутерброд, густо намазанный черной икрой, который мне приготовила жена, но старшие девочки делали страшные глаза, что-то строго шептали ей в ухо, и она виновато замолкала и ни за что не хотела взять даже часть этого бутерброда.
Конечно, им бутерброды с икрой тоже доставались в те редкие моменты, когда ее удавалось достать, но на папином слой икры был толще.

10. ДЛЯ ДЕТЕЙ ССОРЫ РОДИТЕЛЕЙ СТРАШНЕЕ НАКАЗАНИЯ

Если дети видят любовь и единство родителей, они мирны и спокойны.
Моя старшая дочь недавно вспоминала, какой трагедией, когда она была еще совсем маленькой, был для нее наш спор с женой. Дочь стояла в детской кроватке с перильцами, а мы с ее мамой спорили. Я говорил, что ее надо заставить убрать игрушки, а моя жена считала, что уже поздно, пора спать и вынимать ее из кроватки не надо. Бедной малышке казалось, что рушится мир. Конечно, мне очень стыдно, что я этого не понимал тогда, но все-таки мой совет будущим мамам: если муж наказывает ребенка, лучше не перечить ему. Ребенку легче будет перенести наказание, чем увидеть ваш спор и несогласие друг с другом. Через какое-то время, когда муж успокоится, можно выбрать удобный момент и попытаться в отсутствии детей поговорить с ним, как можно и как нельзя наказывать и что делать, если ситуация повторится, но при детях нельзя перечить мужу. Вам может показаться, что вы защищаете ребенка, а на самом деле вы наносите глубокую рану его душе. Вы спросите, а если муж наказывает слишком жестоко, часто и несправедливо? Конечно, если есть угроза жизни и здоровью детей, надо не спорить и драться с мужем, а разводиться. Вот поэтому-то и нужно до вступления в брак обсудить со своим женихом, как вы будете воспитывать детей, какие наказания допустимы, а какие нет.
Если муж прибегает к наказаниям из-за гневливости и раздражительности, надо уметь его успокоить, когда начинается гроза. Один замечательный священник рассказывал мне, что его дедушка, когда дети шумели за столом, бил виновного по лбу деревянной ложкой. Бабушка, знавшая про это, всегда подкладывала мужу ложку с очень тонкой ручкой. Ложка ломалась, и это смягчало удар. Конечно, сейчас подобные воспитательные меры не в обычае, но жене надо быть мудрой и изобретательной, чтобы, не вступая в споры, смягчать мужнину строгость.

11. О ЧЕМ ДОЛЖНА ЗНАТЬ ДАЖЕ БАБА ЯГА 

Книга «Домоводство», изданная еще в советское время, дает такой совет: «Вы должны помнить, что к приходу мужа со службы нужно готовиться ежедневно. Подготовить детей: умойте их, причешите и переоденьте в чистую нарядную одежду. Они должны построиться и приветствовать отца, когда он подойдет к двери. Для такого случая сами наденьте чистый передник и постарайтесь себя украсить – например, повяжите в волосы бант. В разговоры с мужем не вступайте, помните, как сильно он устал, и что каждый день ему приходится идти на службу ради вас. Молча покормите его, и лишь после того, как он прочитает газету, вы можете попытаться с ним заговорить». Наверное, это покажется вам насмешкой, но мне очень многие мужчины говорят, что, когда они, усталые, приходят домой, им жены не дают отдохнуть – пристают с разными расспросами, с рассказами, и они от этого страдают, бедные. Даже Баба-Яга в русской народной сказке, прежде чем спрашивать о чем-то Иванушку, который к ней забрел в избушку на курьих ножках, сначала его накормила; он ей даже подсказал: «Ты сначала меня накорми, напои, а потом вопросы задавай!» И женам надо об этом помнить. Ведь сытый мужчина – добрее. Когда я привел совет из «Домоводства» одной многодетной, утомленной жизнью мамаше, она очень удивилась и сказала, что у них дома все наоборот: муж приходит домой, она хочет его поскорее накормить и пойти отдохнуть, а он начинает приставать к ней с разговорами, вопросами; не понимая, как она устает за день. Ну, что ж… Бывает, и такое испытание выпадает на вашу долю. Приходится сидеть и отвечать на вопросы о детях, слушать рассказы про начальника или подчиненных мужа. В этом случае надо до прихода мужа домой включить детям какую-нибудь сказку, а самой прилечь минут на 15 или почитать канон, чтобы набраться сил перед встречей с мужем. Утешать вас должно то, что он вас так любит, что ему трудно без разговора с вами закончить день.

12. КАК БЫТЬ В МИРЕ С РОДСТВЕННИКАМИ И ДРУЗЬЯМИ МУЖА 

Будьте готовы воспринимать мужа не как отдельного человека, но вместе с его родственниками: с его мамой — вашей свекровью, его отцом — вашим свекром, с сестрами мужа – с невестками. И если вам кто-то пришелся не по вкусу — нужно быть готовой потерпеть. Так проявляется уважение к близким мужа и к нему самому, потому что его родные – это часть его жизни. Любовь должна быть жертвенной. Как преодолевать неприязнь, если она возникла? Есть такой способ – молитва об этих людях. Если молиться, сердце станет мягче, а отношения ровнее и спокойнее. У мужа есть не только родственники, но и друзья. Первое время, конечно, он обо всех забудет, будет проводить время только с вами, писать вам смски каждые пять секунд. Но потом друзья вернутся. Поэтому с ними лучше познакомиться заранее. Для мужчины друзья, мне кажется, важнее, чем подруги для женщины. Нельзя его лишать возможности общаться с ними. Не нужно думать, что если ваш муж женился на вас, то теперь он целиком ваш. После свадьбы у него останутся и продолжатся отношения и с друзьями, и с родителями. Тем более, если он — один ребенок в семье, особенно любимый мамой. Будет трудно. Свекровь может невольно ревновать, требовать дополнительного внимания к себе, причем делать это непрямо, а окольными путями, ведь женская природа, не скажу — «лукавая», но очень гибкая. Чтобы все это преодолеть, нужно быть к этому готовой и стараться потерпеть, помогая себе молитвой. Со временем, как показывает опыт многих, если приложить старание и понудить себя на доброжелательность, отношения невестки и свекрови выравниваются, даже если они были трудными.

13. ИЗБЕГАЙТЕ РОЛИ ПИЛЫ — ЗАНУДЫ 

Обязанность жены – быть мудрой. Не хитрой, а именно мудрой. Мудрость надо у Бога просить. Всем христианам заповедано быть мудрыми, как змии, хотя и простыми, как голуби. Напрямую, силой, давлением добиться от мужа ничего не получится: приучить его к чистоте, например, если он неаккуратен; просить уделять вам время; устроиться на работу и перестать играть в танки в компьютере. Можно его пилить каждый день, давить, уговаривать, но мужчины на это не поддаются. А отношения могут испортиться бесповоротно. Многие девушки, пока сами не замужем, соглашаются с этим, понимают провальность такого способа воздействия, но, став женой, все равно не избегают роли пилы-зануды. И даже не замечают этого! А как правильно, — спросите вы. Сила женщины — в ее слабости, и мужчины чаще преклонятся на тихую, нежную, кроткую просьбу. Нужно быть женственной, нужно уметь женственность сохранять во всем – в отношении к мужу, к детям, к жизни — надо быть другой, нежели мужчина. Именно за это мужчины любят женщин. А если это не помогает? Терплю, терплю, терплю – а он только хуже становится. Не надо забывать о Боге, Который может все. Если усердно молиться о муже, обязательно ситуация изменится: или муж станет аккуратнее, или вас его неаккуратность перестанет раздражать.

14. ЕСЛИ ПОССОРИЛИСЬ 

Мириться вам с мужем надо первой, что бы ни случилось. Всякое бывает, но нельзя ложиться спать, не помирившись. Не нужно переносить разборки на следующий день. Если муж раздражен, нельзя, чтобы раздражение охватило и вас. Если вы это сделать не в силах, лучше под благовидным предлогом уклониться от разговора. Если вы хотите поговорить о чем-то важном, но спорном, лучше делать это утром, чтобы до вечера у вас обоих было время все обдумать, успокоиться и примириться. Для серьезных бесед нужно выбирать время, когда у мужа хорошее настроение. Когда он поел, например. Или выиграла его любимая команда.

15. ПОЗНАКОМЬТЕСЬ С ДУХОВНИКОМ БУДУЩЕГО МУЖА

Если у вашего будущего мужа нет духовника, надо помочь его найти. Потому что потом вам не у кого будет просить совета, помощи. К кому пойдешь, если муж никого не слушает? Должен быть у человека авторитет, которому он доверяет, с которым советуется. Если духовник у жениха есть, познакомьтесь с ним, поспрашивайте об этом священнике, узнайте, каких он взглядов, насколько вам эти взгляды близки. Нет ли большой разницы между взглядами вашего духовника и духовника вашего мужа? Духовники у мужа и жены могут быть разные, но в этом случае лучше до заключения брака договориться — в какой храм ходить, как молиться (вместе или отдельно), чтобы потом не было споров. Мужа нужно предупредить, что во всех вопросах вы будете слушаться его, но в духовных (как часто вам причащаться, как поститься и пр.) – своего духовника. Не надо сталкивать между собой мужа и духовника, чтобы у мужа не возникала напряженность или ревность к вашему духовнику.

16. БУДЬТЕ ОСТОРОЖНЫ И РАССУДИТЕЛЬНЫ

Не стоит в споре с мужем приводить, как довод, мнение вашего духовника, если у мужа нет доверия к нему. Даже если он относится к вашему духовнику уважительно, лучше сказать: «я думаю, что так лучше», «мне кажется правильно поступить так», а не «мне так посоветовал духовник». Ведь вы свободно выбираете послушание духовнику в том или ином вопросе и сами несете ответственность за то или иное решение.

17. ВЫБИРАЙТЕ ЧЕЛОВЕКА, С КОТОРЫМ ВАМ ИНТЕРЕСНО

Лучше, когда у мужа и жены общий культурный уровень. Эмоционально, по темпераменту супруги могут быть очень разными, но круг общения, круг интересов должен совпадать. Если культурный уровень различается, и муж, например, совсем не понимает серьезную музыку, а вы привыкли бывать в консерватории каждую неделю и дома у вас все время звучат квартеты Гайдна; если вы пока не уснете, обязательно перечитываете Гоголя или Пушкина, а он любит низкопробные детективы, в семейной жизни могут быть сложности.

18. ДО СВАДЬБЫ ДОЛЖЕН ПРОЙТИ ГОД 

Мой главный совет – не спешите. Приглядитесь к человеку в течение всего года. Не только у сумасшедших бывают обострения весной и осенью. Любой человек по-разному себя чувствует в разное время года. Поэтому за год у вас есть возможность узнать человека полнее, с разных сторон, в хорошие и плохие, трудные периоды. Очень важно узнать до брака не только хорошие, но и плохие стороны будущего мужа. Постараться увидеть его трезвым взглядом. Молиться, чтобы Господь показал его вам таким, какой он есть. Обязательно прежде принятия решения о замужестве надо познакомить кандидата со своим духовником и родителями. В выборе мужа они тоже должны участвовать, потому что если человек одурманен влюбленностью, ему трудно рассуждать трезво. Правда, у нас был случай, когда тайно венчалась одна пара – мама была категорически против. Но тогда на венчание было получено благословение Патриарха Алексия II. С мамой примирились и все хорошо. Но это — исключительный случай. Как правило, к мнению родителей стоит прислушаться. По поводу подруг – не знаю. Если есть у вас какая-то мудрая подруга – можно познакомить ее с женихом и потом спросить ее мнение. Хотя, понятно, не оно должно быть решающим.

19. ГЛАВНАЯ ПРИЧИНА РАЗВОДОВ

Наверное, главная причина того, что у нас люди так часто разводятся, заключается в том, что их знакомство было кратковременным, а решение вступить в брак – непродуманным, не очень ответственным. Был такой случай со старцем, отцом Павлом Троицким. Одна девушка полюбила юношу, просила разрешения пойти с ним на свидание, и отец Павел, поскольку был человек прозорливый, знал, что этот мужчина не годится ей в мужья. Но на свидание пойти разрешил и сказал: «Я буду молиться, чтобы ты увидела его таким, какой он есть». И, когда девушка пришла на это свидание, она вдруг увидела юношу совершенно другим, не таким, каким представляла. Поэтому до брака нужно очень критически относиться к будущему мужу: сомневаться, не доверяться своим чувствам, не доверяться своему уму. Быть очень осторожной. Чтобы не получилось так, что выходили вы замуж за принца, а муж оказался Иванушкой-дурачком.

20. ЗАКОЛДОВАННЫЙ ПРИНЦ

Но уж когда вы вышли замуж и вас повенчали, здесь все меняется. Здесь можно вспомнить сказку, о том, как одного юношу учили хорошо себя вести и правильно относиться к людям. И один учитель сказал ему: «Ты в каждом должен видеть принца, и служить ему, как принцу – как заколдованному принцу, хотя он даже на принца, может быть, и не похож». Так и жена, если выбрала сама себе мужа, вышла замуж, повенчалась, а он вдруг оказался плохим – должна относиться к нему как к заколдованному принцу. Ведь мы с вами – христиане, мы знаем, что человеческая природа имеет удивительные возможности, и человек может меняться. И вы можете стать лучше, и ваш муж может стать лучше – благодаря взаимному терпению, уважению, самоотверженной любви и помощи Божией. Вот в это нужно верить.